Театр «На Литейном»: с верой в волшебного Деда Мороза
Екатерина Омецинская // Невское время, 29.09.2015
К 2016 году чиновники обещают переход областного театра, которому новое руководство пытается закрутить гайки, под городскую юрисдикцию.
Начиная с декабря прошлого года о театре «На Литейном» за все 100 с лишним лет его существования столько не говорили. Началось всё с того, что бывший директор Лобанов вступил в открытый конфликт с бывшим худруком Лариным. Ларина уволили, но спор: «а кто тут прав?» – перетёк в суд. В мае суд решил, что прав директор, да вот только
его самого к тому времени уже вовсю из театра увольняли.
История попытки неудачного поглощения почтенного драматического театра более молодым областным Театром на Васильевском вошла не в один топ-лист скандалов прошлого театрального сезона и даже перекинулась в сезон нынешний. План «блицкриг» от Владимира Словохотова, руководителя «театра-агрессора», на поводу у которого почему-то пошёл областной комитет по культуре, не состоялся, но оккупация произошла – начальство на Литейном поменялось. В начале лета, правда, прокатился слух о назначении новым директором Бориса Мездрича (того самого директора оперного театра из Новосибирска, который поставил скандального «Тангейзера»), но дело не выгорело.
Тогда «литейцы» взбунтовались, стали проводить пикеты и взывать к городскому губернатору: мол, если кому и прибирать нас к рукам, то уж лучше Петербургу. Разговоры о передаче театра «На Литейном» городу начались ещё в июне, а теперь, в августе, появился новый повод для пересудов и судов. На этот раз анекдотический.
На свет явился местный приказ о... «Кодексе этики и служебного поведения работников Театра «На Литейном». Эдакий корпоративный указатель поворотов, согласно которому все сотрудники в мгновение ока потеряли право на публичное высказывание собственного мнения о судьбах своего театра и уровне профессионализма его руководства, а также право на наличие морали, отличной от бытующей у начальства. Даже право на цветы и подарки поклонников было регламентировано приказом-кодексом: о подношениях надо отныне ставить в известность руководство и предъявлять чеки, оправдывающие цену подарков. Ну и пунктов двадцать в том же духе.
Так, ощутив сотрясения почвы под ногами, новое руководство театра попыталось… нет, не бороться с коррупцией, как было им заявлено, а предпринять очередную попытку «отрихтовать» коллектив, неугомонно сражающийся за своё право на самоопределение.
«У терпения есть предел. Принятие Кодекса – это последняя капля. Реакция коллектива понятна – нас хотят заставить замолчать, запугивают, лишают права открыто высказываться на волнующие нас темы, например, просить о переходе театра «На Литейном» в город, о том, что о нашем театре распространяют ложные сведения. Совершенно понятно, что процесс смены учредителя – это небыстрое дело, он займёт месяцы. А жить и работать нам надо сейчас. И хотелось бы работать спокойно», – вот лишь одно из мнений оскорблённых актёров.
Людей театра любить надо, а не дубинкой у них перед носом размахивать. Главный кодекс любого храма искусств – творчество, отвлекать от которого русского актёра не стоит: никогда не знаешь, что получится на выходе.
На днях «литейцы» подали в областную прокуратуру заявление о нарушении своих конституционных прав вследствие принятия сомнительного кодекса...
Подстегнули ли эти события решение области и города о передаче театра Петербургу? Известно, что разработкой схемы передачи здания и учреждения культуры соответствующему городскому комитету чиновники займутся в сентябре. «Поменять прописку» театр должен в январе будущего года (вот и не верь в новогодние чудеса после этого!). Причём область обещает, что будет осуществлять «закупку» спектаклей для областного зрителя, так что у театра появится шанс «подзаработать» или по крайней мере не потерять свои финансовые позиции. Творческие же позиции прояснятся с выходом первой премьеры нового главного режиссёра театра, назначенного в июле, – Сергея Морозова. Ждём-с.